Алексей Куприенко: Я и мой аватар

Алексей Куприенко

СЕО траблшутингового агентства “Underdog The UnLawyers” Алексей Куприенко советует, о чем желательно задуматься, начиная работу над созданием личного бренда в социальных сетях

Автор: Алексей Куприенко, СЕО траблшутингового агентства “Underdog The UnLawyers”

В современном мире нас пытаются убедить, что личный бренд является практически неотъемлемым атрибутом успеха. Что правильный виртуальный аватар, словно престижная машина или дорогие часы, помогает открывать нужные двери, влиять на мысли и процессы, формировать круг последователей и единомышленников.

Поддавшись на эти посылы, все больше деловых людей заходят на неуважаемый ими фейсбук и пытаются ответить на вопрос: “о чем Вы сейчас думаете?” И даже их подбирает и публикует, чтобы потом получить скупую россыпь лайков от близких, а затем, после пары месяцев/лет бесплодных попыток, задаться вопросом: “а не пошел бы он к черту этот мой личный бренд?”

Успешное онлайн позиционирование удается лишь тогда, когда совпадут несколько факторов. Не имеет значения, решили ли Вы раскрутить свою страницу на фейсбук, стать популярным инста-блогером или завести канал на ютьюб, важно помнить о ряде закономерностей.

Во-первых, популяризация себя должна приносить здоровое удовольствие от самолюбования.

Всем известный ученый-историк Юваль Ной Харари говорит о том, что “Люди тратят огромное количество времени, конструируя и украшая идеального себя в сети, привязываются к собственному творению, и ошибочно принимают его за правду о себе.”

Профиль в сети – это наш ответ себе и заявление другим: «Я такой, каким хочу быть». Любая публикация становится одой в собственную честь, а страница в соцсетях – идеальным отражением своего “Я” в зеркале общественного мнения.

Читайте также: Алексей Куприенко: Что нас не объединяет…

Каждый пишет свою автобиографию по-разному. И те, кому комфортно показывать себя и выставлять личное на всеобщее обозрение, будут иметь неоспоримое преимущество. Как по обилию подробностей, так и яркости их подачи.

Задолго до изобретения социальных сетей Федор Михайлович Достоевский в романе “Подросток” писал: “Одно знаю наверно: никогда уже более не сяду писать мою автобиографию, даже если проживу до ста лет. Надо быть слишком подло влюбленным в себя, чтобы писать без стыда о самом себе. Тем только себя извиняю, что не для того пишу, для чего все пишут, то есть не для похвал читателя.”

Сложно найти лучшее подтверждение этому тезису, чем сравнив публичную активность по-настоящему известных людей. К примеру, ряд голливудских звезд славятся своей закрытостью. Безумно популярная и востребованная актриса Натали Портман уходит от любых попыток СМИ выведать детали о ее личной жизни. В отличие от других звезд большого кино Натали избегает присутствия в социальных сетях. Ее единственное окно в цифровой мир, аккаунт в инстаграме. И тот появился лишь в 2018 году и был создан для участия знаменитости в борьбе против расовой дискриминации и харассмента. Интерес к актрисе огромен и ее аккаунт имеет уже более 7 млн. подписчиков.

Однако эти, на первый взгляд внушительные показатели, даже смешно сравнивать с коллегами Портман по голливудским подмосткам. Актеры Райан Рейнольдс и Хью Джекмен используют социальные сети для активного продвижения своего творчества, социально-ответственных проектов и принадлежащих им коммерческих брендов. Инстаграм Рейнольдса — 16 млн. подписчиков, Джекмена — 29 млн. При этом каждый из актеров имеет раскрученный Фейсбук и Твиттер. Хью — 23,5 млн фолловеров в Фейсбуке и 14 млн в Твиттере, Райан — 16,5 в Фейсбуке и 16,5 в Твиттере. Что характерно, оба актера известны своей открытостью, доступностью для СМИ и поклонников.

Возможно, если селфи не вызывает у Вас покраснения щек и учащенного сердцебиения, успешный блог — это просто не Ваше.

Алексей Куприенко: Я и мой аватар

Во-вторых, виртуальный аватар будет популярным только тогда, когда Ваш образ и Ваши мысли, готово будет примерить на себя большое количество людей.

Люди бессознательно вписывают себя в сценарии и картинки, которые им близки.  Ведь мозг зачастую “не думает” словами и формулами, он мыслит образами. И выбор сознание делает сопоставляя “картинки”, накопленные внутри, с тем, что “видит” снаружи. Это печально известный феномен клипового восприятия. 

Создавая свой виртуальный образ необходимо помнить, что подписчик примеряет на себя каждую Вашу зарисовку. И Вы будете бессознательно отвергнуты, если в Вашей картинке читателю станет тесно и неуютно. “Фолловить” кого-либо, означает видеть себя на месте своего кумира, относится к его высказываниям как к своим собственным, чувствовать, что его поступки совершаются от нашего лица. 

Приведу абсолютно неожиданный пример. По данным текущих соцопросов самый молодой электорат (18-40 лет) имеет “Партия Шария”. Эта же политическая сила имеет наибольшее количество сторонников с неоконченным высшим образованием. Неужели видеоблоги Анатолия Шария настолько популярны у студенчества? Что это: запрос на альтернативную трактовку событий в стране, усталость и разочарование Революцией “Достоинства” или восхищение качеством контента?

Думаю, что нет. И предлагаю поискать ответ на страничке лидера “самой молодой политсилы” в Инстаграм. “Я Толя. И мне классно” — пишет Шарий — и на его страничку приходит более четверти миллиона достаточно активных подписчиков. Инстаблог пестрит соответствующими молодежному запросу фотками в футболках Гуччи, съемками на яхте и репликами “Каждый вечер новая страна. Люблю свою жизнь”. Любой пост приносит партийному лидеру не менее 20 тысяч лайков, а шестнадцатилетние дети (которые, кстати, на следующих выборах будут иметь право голоса) говорят, что Толя —  классный чувак и у него потрясные фотки.

И, наконец, в-третьих. Популярный образ в социальных сетях — это не живой человек. Это совокупность ожиданий, которые нельзя ни при каких обстоятельствах подводить.

То, что мы воспринимаем кумиров в социальных сетях как отражения собственных образов и личную самопроекцию, — это лишь одна сторона медали. Картина мира, которую носит в себе наше сознание — это не статические картинки, это законченные сценарии. Каждое явление, предмет или человек представляет для нас определенную систему ожиданий.

Это уникальная особенность мозга. Человек постоянно прогнозирует события в окружающем мире для того, чтобы быть готовым реагировать тем или иным образом. И если логика развития событий нарушается, рушится вся картина, погружая сознание в стресс и дискомфорт.  Несоответствие ожиданиям мы воспринимаем как обман и как повод для защитной реакции. 

Ваша бренд-икона — это такая же совокупность чаяний подписчиков. И не дай Бог Вам вольно или невольно эти надежды разрушить. Обманутые ожидания — это худшее, что может случится с виртуальным аватаром.

История последних лет содержит уйму примеров свержения кумиров, которые подвели ожидания своих поклонников.

Одна из самых известных спортивных звезд, Тайгер Вудс, почти бесследно исчез с радаров общественного внимания. Причиной стало вождении в нетрезвом виде и признание спортсмена в супружеских изменах. Почему такая “малость” погубила самую успешную спортивную карьеру? Потому что Тайгер был не просто талантливым спортсменом. Он был первым темнокожим чемпионом по гольфу, бессменным победителем в элитарной спортивной дисциплине, ассоциирующийся с досугом белых состоятельных мужчин. Он был разрушителем устоев и символом надежды для многих талантливых людей, начинающих свой путь в самых затруднительных обстоятельствах. Общественное мнение не могло допустить того, что такой герой поддался тем же порокам, что и чванливые богатеи, захватившие эту и многие другие жизненные сферы.

Карьера Хью Гранта так и не оправилась после того, как полицейские застукали выдающегося актера в автомобиле с уличной проституткой. Арест уничтожил образ очаровательного английского джентльмена, который прочно закрепился за Хью, разрушил отношения с известной актрисой Элизабет Хёрли и не оставил камня на камне от преклонения миллионов перед Британской кинозвездой номер один.

Самые трагические последствия уничтожения образа, сложившегося в глазах поклонников, имел инцидент с Кевином Спейси. Блестящая 30 летняя кинокарьера, два Оскара, рыцарский титул от Британской короны исчезли в один миг после череды заявлений о сексуальных домогательствах со стороны актера. Стриминговый сервис Нетфликс, который удвоил свою аудиторию благодаря главной роли Спейси в “Карточном домике”, расторг с ним контракт. Голливуд и преданные поклонники отвернулись от актера. Образ симпатяги так далекий от самой популярной роли Спейси, политика Френка Андервуда, разрушился, похоронив вместе с собой профессию, признание и уважение.

Фактически, причина любого скандала — это обманутые ожидания читателей, зрителей, избирателей, которые они возложили на публичную фигуру. Поэтому понимать то, чего от Вас ожидает аудитория, и есть самое важное в построении личного бренда. Ведь если мелкие и не очень грешки вписываются в Ваш образ, никакие “шокирующие” разоблачения Вам нипочем.

Пример действующего Президента США, уличенного во лжи, взяточничестве и общении с дамами полусвета, крайне показателен. Все эти “открытия” отлично дополнили уже сложившийся образ изворотливого негодяя, который так к лицу Дональду Трампу. И все скандалы, происходящие за время его правления, рассеивались как дым, не приводя ни к каким значимым последствиям.

Пожалуй, есть лишь одна вещь, которая хуже для личного бренда, чем скандал и обманутые ожидания. Это та ситуация, когда любые компрометирующие факты о Вас оставляют общественное мнение равнодушным, просто потому, что от Вас никто, ничего не ждет.

Общественное внимание — это тяжелое бремя и бездумные попытки его завоевать могут окончиться либо безуспешно, либо трагично. Поэтому не удержусь и пожелаю всем сражающимся на этом поприще как можно больше выдержки и удачи.

Алексей Куприенко
Алексей Куприенко, СЕО траблшутингового агентства “Underdog The UnLawyers”