Гадкий Я

Что раскрывает скрытые стороны нашей натуры лучше, чем сознательные и несознательные действия в соцсетях?

Как рассмотреть истинное «Я» человека, скрываемое за его тщательно культивируемым идеальным аватаром?

Сейчас много говорят о разнообразных технологиях изучения личности путем отслеживания необдуманных и неосторожных действий человека в социальных сетях. Но, на мой взгляд, есть куда более простой и доступный способ.

Вспомним вторую книгу Юваля Харари, где он пишет про «переживающее» и «комментирующее» Я. «Переживающее Я ничего не помнит, оно ничего не рассказывает, и к нему редко обращаются за советом при принятии серьезных решений. Собирание воспоминаний, рассказывание историй, принятие важных решений являются прерогативой другой нашей сущности – комментирующего Я», — пишет Харари в Homo Deus. Мы говорим несколько о другом, впрочем, непосредственно затрагивая тему двух сущностей, уживающихся в одном человеке.

Одна часть чего-то хочет или чего-то боится, к чему- то стремится, чего-то избегает – и все это подлинно, истинно, но немо. Вторая часть все эти чувства урезонивает, подгоняет под актуальный момент современности и требования этого момента, прячет чувствующее Я или позволяет пробиться наружу лишь тем его проявлениям, которые не могут навредить рациональному и взвешенному «комментатору». Этот рациональный деспот и тиран имеет право голоса, а потому слышно и видно лишь его. Следовательно, он главный.  Ведь исторически сложилось так, что больше привилегий у того, кто наделен правом голоса.

Подчеркну: я уверен в том, что оба Я – подлинные, это две части нашей натуры, только одна из них – миноритарный, а вторая – мажоритарный акционер, находящиеся (не всегда, но часто) в конфликте.  Полагая, что чувствующий миноритарий может навредить имиджу корпорации, мажоритарный акционер тщательно скрывает партнера от публики и заранее отрицает и порицает все те идеи и проявления, которые продуцируются или могут продуцироваться беспечным, чувствующим и от того сильно неудобным для «дела» его пожизненным спутником.

И вот тут возвращаемся к более простому и доступному способу определить (не наверняка, но около того), как же выглядит миноритарный, лишенный права голоса акционер корпорации «Человек». Ненужно вести подпольную слежку и коллекционировать необдуманные лайки интересующего нас индивидуума в социальных сетях. Достаточно присмотреться и прислушаться к тому, что он особо яростно порицает, что он особенно страстно демонстрирует или от чего особенно громко открещивается, затем перевернуть все наоборот – и получим более-менее реальный портрет его второй скрытой сущности.

В одном из классических фильмов (кажется, в «Красоте по-американски») был персонаж –мужчина, отчаянно ненавидящий геев. В конце фильма оказалось, что на самом деле он гей. Осознав свою истинную натуру, в конце фильма он плакал на плече возлюбленного.  

До смешного просто.  Рассмотрим несколько примеров. Человек всячески порицает курение и все, что связано с этой привычкой, кричит о вреде никотина на каждом углу. Могу поспорить: в прошлом у него были серьезные проблемы, обусловленные зависимостью от никотина, и до сих пор вторя часть его Я очень хочет закурить, когда страшно или когда нужно принимать серьезное решение, или когда нечего сказать, или когда хочется переключиться.

 Человек при любой удобной возможности учит всех успешному успеху, подчеркивает важность режима 24/7/365 и порицает тех, кто каждый день не бежит, как сумасшедший, к достижению своей «очень важной» цели. Его несчастный загнанный миноритарий ленив и склонен к прокрастинации, хочет полежать на диване или погреться на солнышке. Думающее Я глушит эти желания, боясь, что, дав волю инфантильному глупцу, «Корпорация» потеряет все и упадет в бездну нищеты и забвения.

Девушка подчеркивает свою независимость, порицает содержанок и смеется над «перекаченными ботоксом пустышками». Высока вероятность того, что девочка внутри нее страдает от отсутствия сильного покровителя, ненавидит ответственность и с удовольствием поправила бы внешность под Инстаграм-диву. Напротив, дама, громко демонстрирующая счастье быть заботливой женой и матерью и гордость от того, что она ушла в тень мужа, где-то глубоко в обесточенных переговорках офиса своей корпорации прячет страдающую от безделья и переживающую кризис самореализации карьеристку, бьющуюся в немой истерике и наблюдающую за отчаянной сублимацией своей «рациональной» партнерши по бизнесу.

Полигамный альфа-самец подчеркнуто демонстрирует свою несокрушимую мужскую силу и кичится коллекцией сексуальных связей? Его внутренний бизнес-партнер – страдающий от одиночества и неуверенности или разочарования романтик, мечтающий о покое и единственной любимой и понимающей женщине. Не исключено, что много лет любит и желает он одну недоступную ему героиню красивого фильма, и ищет ее лицо в лицах многочисленных участниц банальных короткрометражек. Напротив, подчеркнуто примерный моногамный семьянин, до хрипоты порицающих полигамных «грязных животных» и отстаивающий в каждом посте и споре нерушимые семейный ценности, с высокой долей вероятности глушит в себе желание, давно не связанное с женой, ставшей другом, партнером, поддержкой, но не объектом страсти и не героиней эротических фантазий.

Моя знакомая совладелица крупной международной компании состоит в огромном количестве бизнес-сообществ, инвестировала сотни тысяч евро в дорогостоящее обучение, бегло говорит на нескольких языках и истязает себя и окружающих идеей непрерывного обучения и самосовершенствования. Однажды после второго стакана виски она призналась мне, что в детстве всегда чувствовала себя тенью брата, которым восторгались и которого хвалили, что бы он ни сделал. А она получала долю родительского внимания лишь тогда, когда приносила хорошие оценки со школы и когда ее хвалили на родительских собраниях. Еще призналась, что для того, что б расслабиться, она читает любовные романы и смотрит шоу вроде «Давай поженимся». Портрет ее молчаливого Я весьма очевиден.  

Все ли, выставляемое людьми напоказ, — обратная, противоположная сторона чувствующего Я? Конечно, нет. Только то, что демонстрируется или отстаивается особенно яростно, страстно и навязчиво. Мы ведь не френдов, подписчиков и слушателей в чем-то убеждаем или переубеждаем, а себя самих. С пеной у рта мы не внешнему оппоненту доказывает свою правоту, а внутреннему. Мы постоянно рационализируем и аргументируем своему неразумному миноритарию, почему для него и «всех нас» лучше поступать именно так, а не иначе, и точно не так, как хочется ему. А если внутреннего конфликта нет, то и спорить ненужно, и поучать никого ненужно, и доказывать, и демонстрировать – НЕ НУ ЖНО.

Как спастись тем, у кого внутренний конфликт есть (а таких, пожалуй, большинство)? Маскарад!!! Нас всех спас бы маскарад! Мы и так носим маски по жизни – выпускаем ежедневно под маской одну из наших сущностей. Почему бы иногда не устроить праздник-маскарад для второй, скрываемой и загнанной, чувствующей нашей противоположности? Раздвоение личности и внутренний диалог в той форме, в которой он есть у большинства людей – это не шизофрения (ну, или все мы тогда шизофреники), а реальное — читай НОРМАЛЬНОЕ —  и привычное положение дел.  Представьте себе, если бы все мы время от времени загоняли бы мажоритарных тиранов в темный обесточенный офис нашей внутренней корпорации помолчать, одевали бы красивую яркую маску на молчаливого миноритария и выпускали его чуть-чуть погулять… Как думаете,  к чему бы это привело?

Ицхак Лидерман, рефлексотерапевт, писатель