Иван Бобров: Английский после 40 — миф или реальность?

Иван Бобров: Английский после 40

Коуч по английскому и сооснователь “Английского для ТОПов” Иван Бобров – о том, как заговорить на английском даже во взрослом возрасте

– Эх, мне уже 45, ничего не получится…

– Раньше надо было!

– Какой английский, о чём ты думаешь?!

Вздыхают люди от 35 до 70. А стоит ли? 

Правда ли, что язык легче учить в детстве? В каком возрасте лучше всего начинать? Могут ли люди старше 40 успешно изучать иностранный язык? Ответы ждут вас в этой статье.

Иван Бобров: Английский после 40
Иван Бобров

Меня зовут Иван Бобров. Я коуч по английскому, говорю на 7 языках и изучаю их последние 10 лет. За 6 лет я помог более 600 ученикам заговорить на английском и поверить в себя. 

Всё это время я практически не работал с детьми – напротив: ко мне обращались предприниматели, бизнес-тренеры, актеры, коучи, публичные люди. Все, кому 35, 40, 50 и даже 60+.

В 2018 году я основал онлайн-школу “Английский для ТОПов”, руководствуясь двумя принципами:

1. Успех в английском = Методика + Мотивация

2. Изучение английского взрослыми людьми имеет свои преимущества. 

Какие именно? Вот семь основных. 

1. Знания и опыт

Ребенок изучает язык интуитивно, опираясь на интерес к новому и познание мира. Словно “пустой сосуд”, он наполняется тем, что в него наливают.

Читайте также: Бизнес-планирование на карантине

Взрослый же человек – сформированная личность со своими взглядами и ценностями, а самое главное – солидным багажом знаний и жизненного опыта. 

Например, попробуйте объяснить ребенку, что такое procrastination (англ. “прокрастинация”, откладывание на потом). У него её нет, ему интересно всё! Взрослому человеку ежедневно решающему сотни задач, это слово знакомо до боли. 

2. Дисциплина и внимание

У детей очень малая устойчивость внимания (attention span) – 1-3 минуты, и ребенок переключился на что-то другое, “улетел”. Для школьника – это 10-15 минут. 

“Козырь” взрослого – способность долгое время концентрироваться на одном процессе, держать внимание, не прилагая особых усилий. Именно поэтому я использую в своей практике онлайн-занятия длительностью 60-90 минут. И по отзывам учеников, этого более чем достаточно. 

Взрослые люди более дисциплинированы, эффективно работают с календарями, таск-менеджерами и органайзерами. Встают раньше и умеют планировать время, а именно это – залог успеха в изучении английского. 

Своим ученикам говорю:

“We are what we repeatedly do. Excellence, therefore, is not an act, but a habit.” — Will Durant

“Мы – то, что постоянно делаем. Поэтому мастерство – это не действие, а привычка”.

3. Сильная мотивация

Взрослому человеку намного проще сказать:

– Мне нужен английский для того, чтобы: 1…, 2…, 3…

Если зададите вопрос “Зачем тебе английский?” ребенку или школьнику, чаще всего услышите:

– Интересно

– Прикольно

– Нравится 

– Это хобби

У взрослых людей мотивация намного чаще исходит изнутри (Мотивация “К”), и они намного лучше знают, чего хотят.

Как сказала мне однажды ученица, успешная бизнес-тренер и коуч:

“Я умею хотеть!”

И вы тоже умеете.

4. Знание грамматики

Мы обсуждали выше, что ребенок – это “пустой сосуд”. Взрослый же – наполненная чаша, одним из элементов которой является грамматика родного языка. 

Действительно, большинство взрослых без труда ориентируется в том, что такое “глагол”, а что – “существительное” (что может быть неведомо ребенку). 

И понять, что work – это работа, а to workработать, – не составит особого труда. 

5. Словарный запас родного языка

По статистике сайта TestYourVocab.com (которому я верю), взрослый носитель любого языка в среднем знает от 20 000 до 35 000 слов. Уже знает! А значит – может использовать при изучении английского. 

Несколько примеров:

  • Presentation – презентация
  • Collaboration – коллаборация, сотрудничество
  • Storytelling – сторителлинг, искусство рассказывать истории
  • Copywriting – копирайтинг, искусство написания текстов

И ещё целый мешок.

По данным моих коллег, между русским и английским таких слов от 50 000 до 80 000. И вам их уже НЕ НУЖНО учить.

6. Путь к себе. Новые смыслы

Часто после 40 у человека открывается тяга к самопознанию и поиску новых смыслов. 

И здесь спешит на помощь английский – ведь изучение языка может стать новым стимулом в жизни, источником знаний и счастливых эмоций в период возможного кризиса 40-45 лет.

В конце каждого занятия я спрашиваю у учеников:

What are you feeling?
(“Что вы сейчас чувствуете?”)

И показываю эту картинку:

“Колесо эмоций”, источник – feelingswheel.com

ТОП-3 ответа:

  • Interested – Любопытство
  • Accepted – Принятие
  • Thankful – Благодарность

И все они Happy – в “счастливом” секторе 🙂

7. Пример для детей и внуков

Мне часто говорят: 

Иван, как мне научить сына английскому?
– Помогите, дочь в 3-м классе, хочу, чтобы говорила.

Я делаю самое брутально-профессиональное no bullshit выражение лица и объясняю:

Ребенок не слушает, что вы ему говорите. Он смотрит, что делаете ВЫ!

И до тех пор, пока вы сами не будете заниматься английским, смотреть видео, переводить песни и ГОВОРИТЬ, он даже пальцем не пошевелит. Начните с себя. Покажите пример. 

Например, как это сделала Като Ломб – легендарная венгерская переводчица, которая бегло переводила на 8 языков, а всего знала 16. 

Как-то раз 86-летняя Като встретила своего 54-летнего друга и произнесла решающую для его жизни фразу: 

«Стив, ты так молод! Столько лет впереди, столько языков еще можно выучить!»

И он взялся за русский. 

Стив – это Стив Кауфман, известный канадский полиглот, бизнесмен и бывший дипломат. Говорит на 16 языках. 

В 2017-м я встретился с ним во Львове во время его визита в Украину, где мы пообщались на 7 языках (включая русский): 

Английский можно и нужно учить в любом возрасте, получая удовольствие от жизни и свободу в путешествиях. Готовы сделать первый шаг?

Уже 27.07 стартует мой интенсивный онлайн-марафон “Английский за 14 дней”. Присоединяйтесь и делайте шаг в новую реальность уже сегодня.

Иван Бобров
Иван Бобров, коуч по английскому,
эксперт телеканала “Киев”,
сооснователь онлайн-школы
«Английский для ТОПов»