Масштабируя будущее

Сильвио Кутич, генеральный директор Infobip, рассказывает об эволюции технологии обмена сообщениями и о том, как искусственный интеллект изменит наше взаимодействие с Интернетом.

Автор: Дебора Унгер

Трудно представить, что маленький городок Воднян, пятнышко на карте хорватского полуострова Истрия, является домом для европейского единорога — стартапа, который оценивается в более $1 млрд. Мощеные улочки, средневековая башня с часами, отличное оливковое масло и 6 100 жителей — вот что такое городок Воднян. Но сегодня на окраине города находится новый высокотехнологичный кампус, где расположена компания Infobip, детище Сильвио Кутича, уроженца Водняна.

городок Воднян, Истрия, Хорватия

В 2019 году более 4,8 миллиарда человек получали сообщения на свои смартфоны от таксистов, сайтов социальных сетей, банков, служб доставки и других источников, используя технологии компании Infobip. Миллионы потребителей в сельских районах, не имеющих доступа к Интернету, также использовали платформу компании для доступа к услугам и обмена информацией.

Infobip является одним из немногих ключевых игроков в быстро растущем секторе, именуемом «коммуникационная платформа как услуга» (CPaaS). CPaaS – это облачная модель доставки сообщений, которая позволяет организациям добавлять в бизнес-приложения возможности связи в режиме реального времени (голосовая связь, видео и обмен сообщениями) без необходимости создавать технологическую инфраструктуру. IDC Corporate USA прогнозирует, что рынок CPaaS вырастет с начальных $2 млрд в 2017 году до $10,9 млрд к 2022 году.

История Infobip началась в 2002 году, когда Кутич оставил работу инженера в Загребе и вернулся в Воднян. После серии неудачных попыток Кутич использовал технологию обмена сообщениями в качестве основного бизнеса, когда он разработал способ отправки членам семьи, которые жили по всему миру, рождественских текстовых сообщений. Он представил эту идею местному совету Водняна, и в следующем году 14 000 поздравлений были отправлены из ратуши в многочисленную диаспору Водняна по всему миру.

В настоящее время Infobip имеет 67 офисов в 52 странах, работает с более чем 650 операторами мобильной связи по всему миру; а список клиентов включает такие бренды, как LG Electronics, Papa John’s, Burger King, Xiaomi и Costco, а также более 350 банков.

Дебора Унгер: Infobip начинался как способ отправки поздравления родным. Что привело вас к этому?

Силвио Кутич

Силвио Кутич: Я изучал электротехнику, работал над передачей электроэнергии. Моя первая настоящая работа была в государственной компании электроснабжения в Загребе. Я проработал там четыре часа и понял, что это не для меня. Я ушел на обед и не вернулся. Сел на первый же автобус до Водняна. Этот городок – центр моей вселенной. Это было в 2002 году, и проникновение Интернета в Хорватии составляло около 10 %. Но у всех был мобильный телефон.

В течение нескольких лет я работал над способами использования мобильных телефонов для получения информации, и первый проект назывался Mynet, который со временем превратился в новое предприятие под названием Infobip. Этот проект фактически был способом организации групповых коммуникаций посредством SMS.

Первым коллективным сообщением была рождественская открытка. Но мы быстро поняли, что технология не масштабируется, поэтому мы перешли на создание коммуникационной платформы, основав в 2006 году компанию Infobip.

Дебора Унгер: Как вы смогли сделать технологию масштабируемой?

Силвио Кутич: Потребовалось время и упорный труд, с множеством изобретений и сбоев, пока мы не пришли к тому, что стало глобальной технологической платформой для обмена сообщениями. Мне нравилось то время взлетов и падений. Но культура здесь иная, чем в Соединенных Штатах. В США приветствуются неудачи и смелость людей, которые пробуют что-то новое. В этой части Европы – это не так. Неудачи не допустимы.

В 2012 году я прочитал книгу Эрика Риса «Бизнес с нуля», которая объясняет, как это работает в Соединенных Штатах. И я сказал всему городу:

«Мы создаем, а не терпим неудачу. Так выглядят инновации. Неудачи – необходимое зло. Если вы хотите познавать, иметь этот бесценный цикл обратной связи, вы должны терпеть неудачи».

К 2006 году нашими основными услугами были SMS, голосовая связь и электронная почта. Люди пользовались разными системы SMS. Они были как в параллельных сетях. Есть Интернет, и есть сеть, где все операторы мобильной и фиксированной связи подключены по всему миру.

Поэтому мы разработали глобальную сеть для SMS, и вначале мы в основном предлагали ее бесплатно операторам мобильной связи для получения доли дохода в зависимости от конкретной услуги, для которой они ее использовали. Тогда мы работали с примерно 100 операторами, или 10% рынка. Сегодня мы работаем напрямую с около 650 операторами мобильной связи по всему миру.

Компании пользуются нашими услугами, когда им нужны услуги аутентификации, проверки и идентификации, или, когда им нужно взаимодействовать со своими клиентами на индивидуальной основе. Нас знают в основном как поставщиков проверочных кодов SMS при входе, например, в Amazon или Google.

Мы также предоставляем маскировку номера. Uber, например, использует эту услугу как прокси голоса и номера, чтобы пассажиры и водители никогда не обменивались реальными номерами телефона, что более безопасно для обеих сторон.

Банки также используют наши возможности, например, для одноразовых паролей. Предприятия все больше инвестируют в обеспечение безопасной цифровой торговой среды.

И теперь вся индустрия продвигается к диалоговому пользовательскому интерфейсу, где люди могут обучать ботов, используя естественный язык. Этот тип аутентификации голосового прокси-сервера еще не стал нормой. Это делается с помощью искусственного интеллекта (ИИ), который вместе с достижениями, полученными с помощью машин и глубокого обучения, представляет огромную область роста и ценности для компаний.

Дебора Унгер: У крупных компаний есть привычка покупать более мелкие компании, у которых есть технология, которая им нужна. Вы не боитесь, что станете такой целью для ваших текущих клиентов?

Силвио Кутич: Интерес к нашей компании был, но пока мы все еще на 100% в частной собственности, поэтому история продолжается.

Дебора Унгер: В каких актуальных направлениях вы работаете?

Силвио Кутич: IoT (интернет вещей) для домохозяйств и для бизнеса – большая сфера наших интересов. Мы считаем, что интерфейс для разговоров уходит в прошлое. «Новый нормальный» способ беспрепятственного общения с сервисами будет осуществляться с помощью устройств, которые стали частью повседневной жизни. Сейчас мы проводим некоторые проверки концепций с тремя или четырьмя выбранными компаниями в Хорватии.

Дебора Унгер: Как вы думаете, это будет более регулируемый рынок в будущем?

Силвио Кутич

Силвио Кутич: Да, клиенты требуют этого — но регуляторы всегда немного отстают. В настоящее время цифровая идентификация не сертифицирована регулятором или правительством.

Я думаю, что мы должны перейти к полностью регулируемой структуре цифровой идентификации, но в определенных пределах. Например, нам нужно опасаться чрезмерного наблюдения, продвигаясь к биометрии, такой как распознавание лиц. Ключ к успеху заключается в поиске баланса.

Таким образом, в идеальном мире у вас будет технология, которая создаст цифровую идентификацию, независимо от того, на каком устройстве вы находитесь и какую транзакцию вы пытаетесь совершить, но в то же время цифровая идентификация будет каким-то образом регулироваться, чтобы никто не мог взломать ее.

С нашим продуктом теперь мы можем определять конкретное устройство и защищать все шаги, необходимые для обеспечения безопасности онлайн-сеанса, исключая посредников и не оставляя места для фишинговых или мошеннических атак. Мы уже тестируем и работаем над этим.

Дебора Унгер: Будут ли регуляторы налагать ограничения на компании, подобные вашей, в будущем или на людей, которые используют ваши технологии, и если это так, замедлит ли это прогресс?

Силвио Кутич: Я думаю, что прогресс останется прогрессом. Может быть, будут предприняты шаги, которые замедлят некоторые технологии, но мы не можем винить регуляторов. Технологии развиваются быстро, и это очень нишевый сегмент — только несколько компаний проводят аутентификацию. Когда правила вступят в силу, будем надеяться, что они установят правильный баланс между защитой и препятствием (для бизнеса).

Дебора Унгер: Какими вы видите перспективы роста в будущем? 23-й ежегодный глобальный опрос руководителей PwC показал, что большинство лидеров бизнеса прогнозируют глобальное замедление роста.

Силвио Кутич: Мы основали компанию незадолго до финансового кризиса и все это время росли, потому что эта часть индустрии коммуникаций постоянно растет. Не секрет, что рынок SMS-сообщений между людьми сокращается во всем мире, поскольку люди переходят на использование таких услуг, как WhatsApp, но A2P (обмен сообщениями от приложения к человеку) по-прежнему растет на 20-30% на глобальном уровне.

Таким образом, в основном все параметры, по которым мы играем, растут, и преобладают национальные цифровые компании, такие как WhatsApp, Viber и Twitter, которым необходимо общаться со своими пользователями. Они хотят делать это наилучшим образом на каналах, которые предпочитают пользователи, включая голосовые. И это то, что мы делаем.

Все оцифровываются. Это стало нормой, настолько, что такие компании, как мы, стали частью коммуникационной стратегии других компаний. Раньше это было чем-то новым, и мы должны были объяснять, для чего все это и в чем преимущества, но теперь клиенты сами обращаются к нам. В последние два-три года наша отрасль находится в мейнстриме.

Дебора Унгер: Какие у вас проблемы роста?

Силвио Кутич: Большинство вещей, которые мы делаем каждый день, мы делаем впервые в жизни. Мы находимся в непрерывном цикле обучения: новые технологии, новые клиенты и постоянно меняющаяся конкурентная среда с большим количеством регулирования. Каждый день – учебный день.

Кроме того, есть проблема организационной инфраструктуры. Компания с 50 сотрудниками сильно отличается от компании численностью 200, затем 500, а затем 1000 человек. Сегодня нас более 2000 человек. Только за последний год мы наняли 800 сотрудников. Это постоянный вызов, но мы понимаем, как нам повезло, что мы смогли расти такими темпами. Наверное, мы все делаем правильно.

Дебора Унгер: Как вы находите людей, которые нужны вам в вашем уголке Истрии?

Воднян, Собор св. Блажа

Силвио Кутич: Мы родом из очень маленького местечка. Для глобальной компании это означает, что у нас больше нет всех специалистов на местном рынке труда. Сейчас у нас 67 офисов по всему миру, и сегодня в нашей компании работают представители 61 национальности.

Поэтому, чтобы быть успешными, мы научились учиться.

Мы создали собственную Академию Infobip. Все, кого мы нанимаем, сначала идут в академию на обучение от двух до четырех недель, чтобы узнать, как функционирует компания, как развивается наша отрасль, каковы наши решения и какую ценность они приносят, и как выглядит конкурентная среда.

После этого новые сотрудники проводят еще шесть месяцев, участвуя в различных других инициативах по обмену знаниями. В этом году через нашу академию прошло 1200 человек, некоторые из них повторно. Мы называем это обучение в деле.

Мы называем наших сотрудников бипперами. Так вот, у нас есть бипперы, которые учат других бипперов. Это оказалось очень успешной инициативой. Так, например, если вы столкнулись с чем-то интересным или хотели бы поделиться знаниями со своими коллегами, мы поможем вам создать вебинар для других сотрудников организации. Он оказался популярным. На сегодняшний день транслируется более 60 вебинаров.

Дебора Унгер: Как бы вы описали корпоративную культуру Infobip?

Силвио Кутич: У нас в компании практичная, «семейная» культура. Мы считаем себя скромными инженерами. Это значит, что мы не слишком «задираем нос» в своей работе; мы всегда слушаем и всегда учимся. Самое главное – и именно поэтому мы добились успеха – наша культура строится на командной работе. Вместе мы помогаем друг другу учиться.

Источник: strategy-business.com